Зри в корень!
ЧТО ТАКОЕ САЛЬСА?
САЛЬСА – в первую очередь, музыкальный жанр, и только потом уже танец, замешанный на множестве различных ритмических стилей и музыкальных вариаций. Родина – Куба, хотя Пуэрто-Рико, Венесуэла, Мексика, Колумбия приняли в её развитии активное участие. Потому в строгом смысле принадлежность сальсы мы не можем отнести только к одной стране.
Особенно если обратимся к истории и факторам, задолго предшествовавшим рождению этой зажигательной музыки и всеми нами так любимого танца. А история неизбежно указывает нам на африканские и европейские предпосылки, мощнейшей «гремучей» смесью (исп.: la mezcla — смесь) которых и стали современные музыкальные стили всей Латинской Америки, Куба — точка сборки и место встречи двух таких космически разных культур, сальса же — кульминация этой встречи!
В нашей современности, как музыка, сальса представляет собой яркий сплав кубинских (сон, дансон, румба), североамериканских (джаз, рок, свинг), карибских (бомба, плена, кумбья) и южноамериканских (самба, танго) ритмов, и танцуют её во всём мире! Собственно, этим и оправдано само название, ведь, как известно, с исп. la salsa — это «соус».
Есть целая легенда возникновения названия «сальса»: «король мамбо» Тито Пуэнте наблюдал, как люди танцуют под новые ритмы boogaloo — «новое изобретение» – по сути модернизированный кубинский сон (стиль музыки, очень популярный в начале ХХ века), смешанный с меренге, босса новой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Так сказать, музыканты «добавили огоньку» в сон, и Тито изрёк: «Esto es una gran salsa!» — «Великолепный cоус!». Мммм… Так и приклеилось.
Популяризация же термина происходила в США, когда направление стало набирать обороты, став модным веянием и неотъемлемой частью американского танцевального досуга. Смешавшись с джазом, сальса завоевала весь мир. И на том не останавливается в своём развитии, так как создают её живые люди, проживающие определённые периоды не только своей личной истории, но и, к примеру, своей нации, своей страны.
И сейчас сальса уже не та, что была, скажем, в начале 2000-х, когда на неё, с одной стороны, влияют совсем молодые музыкальные жанры, с другой — как раз на этом же фоне всё ярче проявляются древние корни и её происхождение (см. самое начало статьи).
Вообще парадоксальным образом в сальсе популяризированы и смешаны сакральные древние смыслы и звучания (как тексты, так и барабанные ритмы) с новомодными молодёжными стилями, словом, «la mezcla» и есть! И если вы знаете испанский язык, то поймёте, что в самой крутой новомодной композиции будет обращение к богам, в которых верят авторы песни, и даже больше, они обращаются в данный момент песни к ним — а это по сути молитва! Значит, афро-корни не просто очень сильны, а первостепенны, при одновременно невероятно пластичном самосознании создающих такие бомбические хиты.
Самые же последние веяния таковы, что рождён новый стиль на основе сальсы — тимба, где элементы как музыкальных, так и танцевальных жанров сплетены в потрясающую, сногсшибательную и невероятно «гремучую танцевальную смесь»! Но это уже другая история…